НБУ — защита прав вкладчиков

Банковская система во время политического и экономического кризиса в Украине

В настоящее время очень распространена практика Национального банка Украины относительно урегулирования деятельности банков на законодательном уровне с целью стабилизации национальной валюты «гривна». Национальный банк почти ежедневно принимает Постановление Правления с целью мнимой стабилизации финансового положения Украины. Со стороны казалось бы выполняют все возможное для выхода Украины из кризисного положения и поддерживают банковскую систему Украины, но НЕТ.

Постановления НБУ, принятые по результатам вышеуказанных действия по обеспечению стабилизации национальной валюты противоречат всем нормативно-правовым актам Украины, начиная с основного закона страны — Конституции Украины, заканчивая подзаконными актами — инструкциями, положениями и т.д. <!- More ->

Главной целью банковского регулирования и надзора — это безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 55 Закона Украины «О Национальном банке Украины»).

При этом, как говорится «все средства хороши», несмотря на необходимость соблюдения прав человека и защиты интересов граждан Украины — вкладчиков банков, и лиц, в связи с жизненными обстоятельствами вынуждены покупать иностранную валюту с целью погашения кредитных обязательств перед банками, или необходимостью выезда за границу и т. Недавно начал активно развиваться теневой рынок экономики Украины на глазах у Национального банка Украины, органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Возникает довольно логичный вопрос: кому это выгодно и край нужно? Зачем Национальный банк Украины удерживает рост гривны по отношению к иностранным валютам и соответственно, делает невозможным покупку долларов США в кассах банков Украины?

Ответ на данный вопрос очень логичная и «законодательно обоснована». На данный момент активно продолжаются выборные гонки, результатом которых является вожделенное место в рядах Верховной Рады Украины, процесс как говорится очень непростой и достаточно затратный. Откуда на данное мероприятие брать денежные средства бедным кандидатам в депутаты; обычно с помощью граждан Украины и их пассивных доходов. Ведь, кто знает нужны банковские вклады людям в иностранной валюте, или тяжело им выживать в условиях фактического дефолта Украины, денежные средства нужны государству и органам государственной власти для «удержания национальной валюты».

Неважным также для Национального банка грубые нарушения интересов физических и юридических лиц — клиентов банков, которые вообще не имеют возможности распоряжаться своими средствами не только в пределах всевозможных запретов, установленных центральным органом государственного управления, но и в связи с упадком банковской системы в целом . Так, НБУ умышленно скупаю на межбанке иностранную валюту по завышенному курсу с целью недопущения банков к этому таинственному процесса. В дальнейшем банки не в состоянии выполнять свои обязательства перед вкладчиками и другими клиентами банка по проведению расчетов с последними и продажи иностранной валюты.

Ведь вкладу (депозиту) есть средства в наличной или безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размещены клиентами на их именных счетах в банке на договорной основе на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательства Украины и условий договора.

Удачным примером этой ужасной ситуации в стране является ОАО «Дельта Банк», который не выполняет обязательства перед клиентами банка вообще. Должностные лица банка просто разводят руками, успокаивая клиентов банка историями о рефинансировании НБУ, большие депозитные портфели, а также отсутствие каких-либо правовых оснований для признания банка неплатежеспособным и возбуждения дела о банкротстве.

Интересна позиция в данном контексте НБУ (относительно невыполнения обязательств ПАО «Дельта Банк»). Центральный банк Украины на неоднократные обращения граждан Украины, права которых нарушены в результате незаконных действий ПАО «Дельта Банк», адвокатов, отмечает, что НБУ не вправе вмешиваться в деятельность банков по обоснованию своих писем статьей 5 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (Государство не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам государства, если иное не предусмотрено законом или договором. Национальный банк Украины не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам Национального банка Украины, если иное не предусмотрено законом или договором. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается любым образом влиять на руководство или работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом).

Тогда извините, какой же государственный орган имеет право осуществлять контроль и регулировать деятельность частных банков на территории Украины?

Оказывается такие функции принадлежат именно Национальном Банке Украины. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (которую не решился объяснить НБУ) Национальный банк Украины определяет виды специализированных банков и порядок приобретения банком статуса специализированного. Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых этими банками операций. Национальный банк Украины определяет системно важные банки в соответствии с такими критериями: размера банка, степени финансовых взаимосвязей, направлений деятельности.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с положениями Конституции Украины, настоящего Закона, Закона Украины «О Национальном банке Украины», других законодательных актов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Кроме того, Национальный банк Украины имеет право определить перечень другой информации, что является важным для целей банковского надзора о которой банк и владелец существенного участия обязаны информировать Национальный банк Украины (ч.2 ст. 46 Закона).

В соответствии со ст. 7 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Национальный банк выполняет такие функции, в частности, осуществляет банковское регулирование и надзор на индивидуальной и консолидированной основе, осуществляет согласование уставов банков и изменений к ним, лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законом случаях, ведет Государственный реестр банков, Реестр аудиторских фирм, имеющих право на проведение аудиторских проверок банков и тому подобное.

Также НБУ почему-то не принимает во внимание при предоставлении ответа клиентам банка, именно Национальный банк Украины с целью защиты прав вкладчиков и других кредиторов вправе устанавливать дополнительные требования, включая требования по повышению уровня регулятивного капитала банка или других экономических нормативов, в отношении определенного вида деятельности и предоставление финансовых услуг, имеет право осуществлять (ст. 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»).

НБУ взял на себя функцию законодательной или судебной власти, объясняет законы Украины как ему заблагорассудится, аргументирует свои незаконные действия нормами права, которые вообще не подлежат применению в данном случае.

Может следует поставить точку в таких действиях Национального банка Украины ….

Всем вкладчикам, пострадавшим от незаконных действий Национального банка Украины и коммерческих банков Украины, обращайтесь за помощью.

Адвокат Соколовская О.В.





    By clicking on the button, I consent to the processing of my personal data